Главная Участие 2023 - Конференции 11-й международный форум «Арктические проекты – сегодня и завтра»

11-й международный форум «Арктические проекты – сегодня и завтра»

Место проведения, дата

14-15 декабря / г. Архангельск, Северный (Арктический) федеральный университет

Итоги

14–15 декабря в Архангельске на площадках Северного (Арктического) федерального университета состоялся 11-й международный форум «Арктические проекты – сегодня и завтра», посвященный экономическому развитию северных регионов в свете освоения Арктики и Северного Морского Пути, комплексному использованию промышленного, транспортного, кадрового и научного потенциала местных предприятий и организаций для реализации проектов в АЗРФ.  Традиционно организаторами форума выступили – правительство Архангельской области, ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» и САФУ имени М. В. Ломоносова в стратегическом партнерами с крупнейшими терминальными комплексами Архангельского транспортного узла –

ООО «Архангельский морской торговый порт» и ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис». Партнёрами форума также стали предприятия, деятельность которых связана с Арктикой – ООО «БТ СВАП», ТК «Северный проект», АО «Архангельский траловый флот», ПАО «Сбербанк», АО «Морской инжиниринг и шиппинг», ООО «СПАСИ».

Арктическая зона – быстро развивающийся макрорегион России. В Арктике реализуются крупные инфраструктурные и промышленные проекты, связанные с разработкой месторождений углеводородов, металлов и других полезных ископаемых, формированием новых транспортных коридоров, строительством портов, морских терминалов, трубопроводов и железнодорожных магистралей. Рекордными темпами растет объем грузоперевозок по Северному морскому пути: с 4 миллионов тонн в 2014 году до 34 миллионов в 2022-м. Ожидается, что по итогам 2023 года будет достигнут показатель в 36 миллионов тонн грузов, а к 2035 году, согласно утвержденному Правительством России плану развития СМП, эта цифра должна составить не менее 220 миллионов тонн.

Ситуация с санкциями и геополитической напряженностью создала дополнительные сложности и риски для реализации проектов в Арктике, однако они успешно преодолеваются: об этом говорили участники состоявшегося в Архангельске форума. Российские компании сумели в короткие сроки выстроить новые логистические цепочки, наладить производство импортозамещающего оборудования, найти партнеров и покупателей на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Переориентация на восток, характерная для российской промышленности, во многом произошла и в Арктике.

Несмотря на ряд трудностей, реализация арктических проектов продолжается – как на уровне компаний, инвестирующих в строительство промышленности и инфраструктуры, так и на уровне государства, которое выступает основным координатором этого процесса и создает условия для успешной деятельности бизнеса и безопасного судоходства в арктических морях.

Участие в форуме приняли представители более 300 предприятий и организаций, включая Минвостокразвития России, МЧС России, Корпорацию развития Дальнего Востока и Арктики, Росморпорт, Российский морской регистр судоходства, ФГБУ «Главсевморпуть», ФГУП «Гидрографическое предприятие», ФГУП «Атомфлот», ПАО «Газпром», ООО «Газпром нефть шельф», «Сбербанк», ООО «Арктик СПГ 2», АО «Севералмаз», Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, Институт проблем региональной экономики РАН, Научный центр изучения Арктики, Московский государственный университет, Петрозаводский государственный университет, САФУ имени М. В. Ломоносова и т. д.

Гости форума приняли участие в пленарных сессиях, дискуссиях и круглых столах по актуальным темам:

– ключевые проекты минерально-сырьевого и горнорудного комплекса в российской Арктике;

– арктические проекты – экономика, технологии, кадры;

– развитие морской и береговой инфраструктуры в Арктической зоне;

– инвестиционная деятельность в российской Арктике – направления, масштабы, господдержка;

– транспортно-логистическое измерение реализации арктических проектов;

– технологические и инновационные решения для промышленности и транспорта в Арктике;

– взаимодействие судовладельцев с ледокольными операторами и регуляторами судоходства в Западной Арктике и на трассе Севморпути;

– судостроение в Арктике, гражданский флот и морская техника для освоения Арктики;

– цифровые сервисы для судоходства на трассе Северного морского пути;

– экспортный потенциал российской Арктики – грузовая база, логистика, новые направления.

Выступая в начале первой сессии, ее модератор, директор консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев отметил, что за одиннадцать лет форум в Архангельске стал лучшей в стране дискуссионной площадкой для обсуждения темы арктических проектов. Его поддержал заместитель председателя правительства Архангельской области Виктор Иконников, выступивший на пленарной сессии:

– Мероприятие стало большим «днем подрядчика», в рамках которого встречаются компании, которые реализуют свои проекты в Арктической зоне, и компании, которые являются участниками этих проектов. Привлечение региональных предприятий в реализацию проектов в высоких широтах и развитие кооперационных связей является одной из наших приоритетных задач.

Архангельские предприятия являются постоянными участниками крупнейших проектов в Арктической зоне, выступая в качестве поставщиков и подрядчиков, предоставляющих широкий комплекс услуг в области транспорта, логистики, энергетики, строительства, судостроения и судоремонта, сервисного обслуживания, производства и поставок оборудования и материалов. Архангельский порт является одним из ключевых портов Арктической зоны – через него осуществляется снабжение всех основных проектов в Арктике. Многие из компаний региона получили статус резидентов Арктической зоны, а сама Архангельская область вскоре может получить статус ТОР. Об этом рассказал директор департамента развития Арктической зоны РФ и реализации инфраструктурных проектов Минвостокразвития РФ Максим Данькин:

– Сейчас мы очень активно работаем над тем, чтобы в ближайшее время появилась третья территория опережающего развития – Архангельская область. Для этого есть все основания: в регионе зарегистрировано 200 резидентов Арктической зоны. Общий объем инвестиций в Поморье уже составил почти 120 миллиардов рублей. Создано более трех тысяч рабочих мест, и это лучший показатель среди регионов Арктической зоны.

Одним из итогов форума «Арктические проекты – сегодня и завтра» стало подписание соглашения между АО «ЦС «Звездочка» и ПАО «Выборгский судостроительный завод» на поставку двух винторулевых колонок мощностью 9 мегаватт для ледокола проекта 21900М2, строящегося по заказу ФГУП «Росморпорт». Винторулевые колонки – это сложное современное оборудование, которое производит созданный в составе «Звездочки» Центр пропульсивных систем.

Другой важный документ, подписанный в ходе форума – соглашение между СРЗ «Красная Кузница» и ПАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация». Согласно контракту, к декабрю 2025 года на «Красной Кузнице» должен быть построен новый плавучий док грузоподъемностью 5000 тонн. Сергей Смирнов, директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» и судостроительного кластера Архангельской области, подчеркивает, что новый док позволит укрепить позиции Архангельска как центра комплексного арктического судоремонта:

– На сегодняшний день нехватка доковых мощностей – одна из самых острых проблем, стоящих перед российскими судовладельцами, работающими в Арктике. Строительство нового плавдока будет осуществляться в рамках доковой программы ОСК. Новый док заменит самый старый из доков «Красной Кузницы», 1953 года постройки, и позволит частично закрыть потребность судовладельцев в доковых мощностях высокой грузоподъемности. Это особенно важно в контексте планов развития Архангельского транспортного узла, строительства глубоководного района морского порта и роста объема перевозок по СМП. Новый плавучий док будет ориентирован на ремонт больших судов, ранее ремонтировавшихся в Европе.

Форум «Арктические проекты – сегодня и завтра» проводится ежегодно с 2013 года. За это время форум заслужил статус признанной дискуссионной площадки для обсуждения широкого круга проблем и вопросов, с которыми сталкиваются компании, ведущие хозяйственную деятельность в Арктической зоне. Следующий форум планируется провести осенью 2024 года.